Клуб исторического фехтования и реконструкции Пермская Дружина
Меню сайта

Категории каталога
Мои статьи [26]

Главная » Статьи » Мои статьи

Бой восьмируких.
Бои восьмируких: from past till future

Яростный как тигр и кроткий как ягненок, – так говорят тайцы о своих боксерах. Маленькая тропическая страна, жители которой воевали и занимались рисоводством, прежде чем зажили в центре мировой туристической индустрии, создала самый жесткий и красивый вид боевых искусств – Муай Тай, «бой восьмируких». Чак Норрис назвал его «спортом XXI века». Человечество вряд ли способно изобрести что-либо проще и эффективное.
Почему «бой восьмируких»? Тут 8 ударных точек -- коленями и локтями тайбоксеры владеют не хуже кулаков и стоп. Муай Тай на его родине -- как День Благодарения в США, только более мужской праздник. Каждый год 17 марта стадионы Бангкока украшаются пестрыми лентами и флажками. Звучат флейты, по улицам торжеественно шагают нескончаемые процессии: мужчины, одетые в праздничные шелковые шорты с вышитыми названиями гладиаторских школ, идут боксировать на звание лучшего. Бойцов десятки тысяч: маленькие людские ручейки, вытекающие из переулков, на центральных аллеях сливаются в огромную черноголовую реку, втекающую на стадион «Сад Роз». В Таиланде сегодня насчитывается две с половиной школ, в которых занимается сто тысяч боксеров.
Муай-тай веками называли Пахуют. Он сохранился с тех протоисторических времен, когда не существовало human rights, а мужчины становились или победителями, или холодными и мертвыми.
Легенда о Пяти Великих
Их звали Кун Плаай и его дочь Мэ Буа, Кру Сри Трейрат, Кра Лам, Кру Фонг и дочь Кру Кун Плаая, Кру Мэ Буа. Пять Великих создали систему рукопашного боя в пещерах Канчанабури (что, кстати, подтверждают фрески, найденные в этих катакомбах).
Согласно преданиям, эти пещеры были местом отдыха женского божества, спускавшегося с небес в человеческом облике, и являлись своего рода дверью между Верхним Миром и миром смертных. Через этот портал на землю приходили и другие божества, чтобы помочь тем, кто просил их о помощи. Однажды за божеством в образе ворона, которое возвращалось на небеса, попытался последовать демон ада. Демон стал ломать магическую дверь, трубя словно раненый боевой слон камбоджийцев. Богиня, отдыхавшая, в это время в пещере, страшно испугалось и немедленно улетела обратно. В спешке девушка обронила плащ...
Как раз в это время в своем доме за много переходов неожиданно проснулся шаман Кру Кун Плаай. Во сне он говорил с духами предков, приказавших ему немедленно искать пещеру, где он должен получить сакральные знания. Действительно, Кун Плаай вместе с дочерью Мэ Буа после долгих странствий нашел волшебные пещеры Канчанабури и обнаружил там полуистлевшие куски ткани. Отец с дочкой поселились там и стали постигать искусство драки. Потом к ним присоединились еще трое Великих.
Кун Плаай, Покровитель Гор и Отец Духа Тигра, происходил из семьи потомственных шаманов и с детства знал, как обращаться с магией. По легенде, свита Кун Плаая состояла из духов, участвовавших в войне с китайцами. Даже обезъяны в трудном бою помогали ему. Вторая Великая – девчонка Мэ Буа была знаменитым мастерицей боя и великой целительницей, лечившей травами и святой водой, которую отжимала из своих волос (в Бангкоке есть мемориальный памятник Мэ Буа). Третьим из пяти стал охотник из Бирманских гор Сри Трейрат, Учитель Трех Принципов (три базы схватки без оружия: удар, удержание и перекат).
Четвертый -- Кру Лам, воинственный крестьянин из северного Таиланда, покрывший все свое тело татуировкой синего цвета, что впоследствии стали копировать многие тайские бойцы. Кру Лам внес в бойцовское искусство нагрудник и щитки на голени. Статуи воина в доспехах Кру Лама стоят в Таиланде во многих местах, напоминая об угрозе, подстерегающей воина в бою.
Последний, самый молодой из Пяти, таец Кру Фонг, родившийся в Китае, проработал ритуалы и обряды бокса. Скрещенные мечи, висящие во всех уважающих традиции спортзалах, являются знаком уважения к этому мастеру.
Легенда гласит, что Пятеро Великих долгое время прожили в волшебной пещере, получая сверхъестественные знания и обучаясь высшему боевому искусству у самих богов. Все пятеро оставались в пещере вплоть до момента полного просветления. После чего прекратили земное существование в человеческом облике, однако их духовные сущности продолжали оставаться в пещере. Учителя превратились в высших существ, которые могут появляться в любом месте и вселяться в человеческие тела, передавая свои знания. Однажды, много лет спустя, странствующий буддийский монах Пра Ту Донг попросил у духов Великих разрешения войти в их пещеру, и рядом с ней построил маленький буддийский храм под названием Ват Там Кухасаван. Когда вы будете в Таиланде, посетите местечко Намток Сайок Ной вблизи Канчанабури и убедитесь сами, насколько правдива эта древняя легенда. Но надо сказать, и сегодня многие мастера Муай Тай носят на теле наколотую татуировку «воздушной обезьяны», символа их стиля. Некоторые тайбоксеры утверждают, что в них временно вселялся сам Кун Плаай или кто-то из других Великих.
Воздушные обезьяны
Тайцы верят в свою избранность среди других народов и гордятся, что их полуостров – единственный в Индокитае, который не стал Вест-Индской колонией. Тайский массаж, кровь кобр, остров Пхукет, белые слоны – что еще есть в этом сказочном уголке земли на берегу Андамандского моря? Муай Тай!
«Бой восьмируких» -- именно то, что позволило выжить народу этой земли, где кровью полита каждая пядь джунглей. Здесь, где еще полвека назад не знали ни гамбургера, ни аспирина, холокост не прекращался пять тысяч лет. Даже корни происхождения тайбокса не найдены: все исторические записи исчезли навсегда в 1767 году, когда бирманские войска сравняли с землей древнюю столицу сиамского королевства Аютию. Остались только легенды, записи первых европейцев, посетивших Сиам и архивы сопредельных королевств -- Камбоджи, Лаоса, Вьетнама и Бирмы. Даже истинное происхождение тайской нации до сих пор неизвестно. Считается, что тайцы пришли в Юго-Восточную Азию через Китай с алтайских гор и раньше жили на горных плато к югу от реки Янцзы, где сейчас Юньнань – провинция КНР.
Археологи считают джунгли Таиланда местом зарождения бронзового века на Земле – 5 тысяч лет назад человечество только выползало из эпохи неолита, здесь отливали из сплава олова и меди искусные фигурки солдат. Тогда в тайскую языковую семью входили народы лао, чжуан, шан, таи и буи кхон таи. Уже в cередине III тысячелетия до н.э. на территории, заселенной ими, начала складываться система рукопашного боя, возникшая на основе опыта борьбы с китайцами. Муай-тай, впрочем, как и многие современные сравнительно мирные виды единоборств – каратэ, таэквондо, самбо и др. – создавался в условиях нескончаемых войн. В VII веке н.э. одному из тайских удельных князей по имени Кунло удалось объединить шесть крупнейших тайских княжеств и провозгласить их независимость, а себя -- королем.
Так появились элитные воинские части, состоящих как из мужчин, так и женщин, которые базировались в районе реки Конг. Признаком принадлежности к элитной гвардии князя были прикрепленные к шлемам кошачьи хвосты и татуировка красного цвета на теле. В сражениях гвардейцы всегда бежали впереди войска: согласно их кодексу лечению подлежали только те, которые получили ранения в переднюю часть тела. Те же, кто был ранен в спину, карались смертью как трусы. Уже тогда сложилась тайская школа фехтования обоюдоострым мечом «даб тай», сильно отличная от фехтования на двух мечах, как традиционно бились китайцы. В китайских летописях, относящихся к династии Та (618-907 годы), встречается термин «даб наньчжао» -- в докладе императору Поднебесной упоминается о пришедшей с территории тайских племен странной и непредсказуемой технике фехтования одним мечом, против которой трудно защищаться, потому что в приложение к клинку шли удары кулаками, ногами, локтями и коленями. В качестве резюме высказывалось соображение «воздерживаться от нападения на тайцев до тех пор, пока не будут изучены секреты их техники Пахуют».
Боевые слоны
Дальше – больше. Борьба с монголами-чингизидами усовершенствовала школу боя. В Китай попал один из самых древних тайских секретных трактатов по рукопашному бою, на основании которого были составлены первые китайские наставления на эту тему. Войска состояли из вооруженной мечами пехоты и экипажей боевых слонов. Женщины сражались наравне с мужчинами и имели равный с ними статус, в том числе и в драке. Согласно китайским хроникам, движения даже женщин врага были непредсказуемы, а в качестве оружия активно использовались все ударные поверхности тела – локти, кулаки, колени, стопы и даже голова. Одно из первых собраний записей по тайским боевым искусствам было составлено третьим сыном короля Индрадитья Рам Камхенгом – Рамой Великим, взошедшим на трон в 1275 году. Он создал тайский алфавит, присоединил острова и написал трактат «Книга о способах достижения победы на войне», куда вместе с соображениями по астрологии и астрономии, были включены основные приемы Пахуюта. В то время в него входили техники поединков копьем, мечом, налокотником, деревянными палками и тайскими боевыми слонами.
Боевой экипаж слона состоял из семи воинов, каждый из которых выполнял свои функции. Первый, очень опытный боец с копьем, сидел впереди на шее слона -- это был командующий или кто-либо из князей, командующий солдатами на земле. За ним размещался телохранитель-сигнальщик с опахалом из павлиньих перьев, которым с помощью системы условных сигналов передавались приказания пехоте. Третьим действующим лицом был боец с копьем, сидевший позади погонщика и призванный оберегать слона и весь его экипаж от неожиданной атаки сзади. И, наконец, еще четыре воина, именуемые «защитники ног», охраняли каждую ногу слона в отдельности. Любое ранение копьем или мечом могло кончиться очень плачевно для всех: слон мог погибнуть, рухнув со всем экипажем, либо прийти в бешенство от боли и броситься давить свои же войска. Боевая задача защитников, вооруженных двумя мечами, была не из легких – они отбивали атаки спереди и следили, чтобы слон не растоптал их самих сзади. Именно из этих людей сформировалась впоследствии первая группа личных телохранителей сиамского короля.
Тотализатор Пахуюта
Тайцы всегда очень любили различные виды забав, где можно заключать пари. Петушиные бои -- развлечение, и теперь чрезвычайно популярное во всей Юго-Восточной Азии, а ведь есть еще бои бойцовых рыбок, и даже кобр и мангустов. На играх был тотализатор, господа делали ставки: кто побогаче -- монетами и оружием, бедняки могли ставить по горстке риса. Сегодня ничего не изменилось!
И вот где-то в конце Х века мэр города Сри Аютия господин Пра Панса, сам фанат Пахуюта, на городском празднике милостиво разрешил тренерам бойцовских школ устроить показательно-развлекательные спортивные бои. Чтобы, значит, без членовредительства – колени не ломать, глаза не выбивать. Назвали новую индустрию просто Муай Тай – тайский бокс. В поединках нередко принимали участие китайские бойцы, практикующие различные стили кунг-фу, в таких случаях распорядитель делал объявление о бое Муай Чек, что означало поединок с китайцем.
Отсутствовал ринг и какие-либо правила соревнования, кроме убийства противника. Под арену отводился участок плотно утоптанной земли с четырьмя деревянными столбами высотой до колена, расположенными по углам площадки. Тренеры сидели на столбах и принимали у зрителей ставки на дерущихся. В качестве дополнительных участков для сбора заявок были установлены еще два столба. Зрители наблюдали поединки сидя на земле.
Перед схваткой оба бойца, танцуя и кланяясь, обходили площадку, выполняя церемониальный танец в честь своих учителей, духов предков и богов Этот красивый ритуал Рам Уай Кру существует и по сей день. Играющий оркестр Вонг Муай включает в себя пять основных инструментов: индонезийскую флейту, индийские сдвоенные барабаны с различной высотой тона: барабан с мужским голосом барабан с женским голосом, еще один барабан южно-таиландского происхождения и металлические цимбалы. По мере нарастания напряженности боя ритм мелодии Вонг Муай становятся все более и более резкими, переходя в настоящий шквал ярости.
Кулачный бой, как разновидность соревновательного поединка, впервые вышел на сцену при короле Тонге, известным строительством павильона для тренировок и отбора телохранителей. Он же ввел нечто подобное современной олимпийской системе отбора – поединках на выбывающего. Победители зачислялись в личную охрану короля.
Там на бойцах впервые появляются защитные приспособления в виде специального бандажа для рук из кожаных ремней либо конопляных веревок. Имевшиеся в Пахуюте разнообразные захваты, броски, падения и перекаты в Муай Тай практически вышли из употребления: бойцы сконцентрировались на нанесении ударов и постановке блоков «школы восьмируких». Веревки на кулаках пропитывали рисовым клеем и обмакивали в песок, так что бойцов-калек намного меньше не стало. Король Тонга выделял инвалидам ринга или их вдовам солидную пенсию.
Карат-Лопбури-Чайя
Золотой век наступил в годы правления двадцать девятого короля династии Прачао Сыа -- Короля-Тигра (1703-1708). В Сиам пришел мир, страна желала развлечений. Войны закончились – оставалась их спортивная сублимация.
Сам Король-Тигр, как верят многие тайцы, инкогнито выступал на рынках, причем якобы завалил на поединках десятки бойцов. На самом деле, как мы понимаем, Прачал любил все, что обожали прочие куртуазные короли европейского Ренессанса -- охоту, женщин и вино. Известный своим свирепым нравом этот король был большим поклонникам тайского бокса. Но увы, из-за высокой степени травматизма часто в финале турнира не оставалось бойцов, способных стоять и наносить удары. Поэтому, медитируя над ситуацией, Король-Тигр решил, что гладиаторы должны были перед каждым раундом смачивать в воде защитные бинты на руках, делая их более мягкими. И никакого клея.
Кроме того, бойцов обязали носить в бою паховый бандаж, изготовленный из обернутых тканью половинок кокосового ореха или раковин двустворчатого моллюска.
Имя Най Кханом Тома знает в Таиланде каждый школьник. 17 марта, в ночь, названную позже «боксерской», захваченный в плен бирманским королем Мангра, этот «восьмирукий» убил в Рангуне голыми руками девять лучших бойцов противника. Пораженный Мангра даровал ему свободу и Том вернулся в Таиланд национальным героем. Другой боксер Сиама, по имени Прайя Пичай, которому недавно был воздвигнут памятник в городе Аурарадите, голыми руками убил тигра.
В 1788 г. тайбоксеры впервые встретились на ринге с европейцами. Два заезжих французских боксера, победив нескольких местных специалистов, получили у короля разрешение провести показательный бой в столице. До этого они успешно выступили в нескольких городах Индокитая, заработав на этом немалую сумму. Чтобы поддержать честь бойцов Сиама, король Рама I пригласил мастера Муэн Плана, который, несмотря на свой малый даже для тайцев рост и вес, легко нокаутировал гастролеров. Со времен Рамы V основными центрми подготовки боксеров в Taиланде стали три города: Чайя, Корат и Лопбури. Существует даже поговорка, прославляющая технику знаменитых спортсменов, их уроженцев «Кулаки Кората, смекалка Лопбури и хороший удар Чайя».
Так зачем это нужно?
В Европу ударные техники «восьмируких» попали вместе с первыми христианскими мореплавателями: пока их корабли стояли в гавани, они познакомились в тайских портах с уникальной техникой боя. Есть версия, что французский бокс саватэ тоже имеет тайские предтечи. Как минимум три века, однако, все это было экзотикой, пока в США не грянул бум на восточные боевые искусства. Киноблокбастеры с Брюсом Ли и оккупационные войны в Юго-Восточной Азии мгновенно привили янки интерес к прикладным техникам.
Мода, конечно, менялась – в топе были то карате и дзюдо, то вьеткундо и комбатан. А к концу прошлого века белые люди в массе своей окончательно определились, что есть лучшее в боевых искусствах. Сверхпопулярный сегодня кикбоксинг (позвольте опровергнуть мнение, что его корни только в карате-до и английском боксе) перенял удары ногами и коленями, разработанные еще Пятью Великими учителями в их волшебной пещере. Лоу-кик, удар голенью по внешним мышцам бедра противника, -- тот самый секретный удар из техник тайцев, об опасности которых докладывал своему императору озадаченный китайский лазутчик.
Да, Муай Тай жесток. Здесь нет спаррингов в категории light contact – что то же самое, что стрелять из пальца и говорить: пиф-паф, ты убит. Никакой фальши! В этом спорте чаще, чем в других единоборствах, случаются тяжелые нокауты и рассечения. Но, в общем-то, тайский бокс всегда был уделом сильных, где выживший получал дополнительный плюс. Сказать “я занимаюсь айкидо” означает показать себя думающим, интеллигентным спортсменом, старающемся обернуть агрессию нападающего против него самого. Но если вы занимаетесь тайским боксом – вы дикарь, варвар, та самая праисторическая «воздушная обезьяна» из полумифических пещер Канчанабури. Второй вариант – вы можете зарабатывать как в фильме «Кровавый спорт» свои деньги, и да пребудут на вашей стороне Кун Плай и его боевые друзья.
Drang nach Tokyo
В последнем десятилетии прошлого тысячелетия японец по имени Исии Кадзуеши, чье имя связывалось с промоушном турниров по карате стиля Сейдокан, смотрел трансляцию боя супертяжей-боксеров из Лас-Вегаса. Гонорары противников составляли десятки миллионов долларов, но техника классического бокса далека от универсального стиля азиатских видо спорта. Кадзуеши подумал и создал альтернативу чемпионским боям профверсий WBC, IBF и WBA, назвав ее просто и со вкусом – К-1.
Право на трансляцию первых смешанных поединков среди лучших супертяжей планеты, в которых после жесткого отбора мог принять участие лучший боец (в стиле, начинающемся на букву «кей»: кикбокс, кендо, карате и т.п.) в 1993 году купили национальные телеканалы. Результат превзошел все ожидания – сегодня это шоу смотрят на первых телеспортивных кнопках сотни миллионов приверженцев единоборств по всему миру. И самое интересное – хотя этот бойцовский бренд-нейм официально по-прежнему начинается на «К», участники ежегодного токийского Гран-при К-1 используют арсенал Муай Тай. С коленями и лоу-киками голландец Эрнесто Хуст брал высший приз в «Токиё Домэ» четыре раза.
Странное дело: в Прибалтике о К-1 еще три года назад никто не думал, но сейчас наши лучшие бойцы и их промоутеры с надежной смотрят туда, где восходит солнце. В Риге не так давно гостил голландец Реми «Пантера» Боньяски – победитель финала Grand Prix-2003, ставший чемпионом среди супертяжей и в 2004 году. В двух финальных боях этот спокойный чернокожий боец из пригорода Амстердама заработал миллион долларов. На этом Реми вовсе не был готов успокоится:
-- Хотя драться на ринге как некоторые боксеры по весии WBC я не собираюсь, но еще несколько лет я буду участвовать в К-1, -- сказал Eva&Adam чемпион чемпионов. -- Я бы хотел встретиться с Майком Тайсоном и хорватом Кро Копом. Я хочу получить реванш у хорвата, а Тайсону показать, что его боксерское искусство уступает голландской школе Муай Тай.
Пятикратный чемпион мира Перри «Динамит» Убеда, также голландец, в Риге совсем недавно посетил матч в холле Кипсала, где на весь этот год запланировано проведение этапов чемпионат Европы по версии федерации «Драка». Эту федерацию называют, кстати, русским К-1 – потому что у ее истоков стояли ветераны российского спецподразделения «Альфа», а регламент поединков почти не имеет отличий от проекта Кадзуеши. С Перри мне тоже удалось поговорить.
-- Пять лет подряд (1995-1999) я побеждал в Таиланде на чемпионатах мира в весе до 73 кг, сражаясь по правилам полной версии тайбокса – с локтями. Это травматично, но иначе я вряд ли бы выиграл...
Перри Убеда назвал тайский бокс best of из того, что только создано в бойцовской истроии. Такого же мнения придерживается Алексей «Скорпион» Игнашов, супертяж из славного белорусского клуба «Чинук». В недавнем полуфинале Рижского чемпионата континента по версии «Драка» победил также представитель «Чинука», 130-килограммовый Евгений Орлов (надеюсь, 28 мая на Кипсале его пыл обломает латвийский кик-тайбоксер Константин Глухов).
В прикладном высшем балле Муай Тай убежден рижанин Ивар Сидорович, уже полтора десятка лет продвигающий бойцовский клуб «Марс». Рижанин Василий Флейшер получил от официального менеджера К-1 в Европе Игоря Юшко разрешение на проведение в странах Балтии турниров по правилам Икки Кадзуеси.
-- Все как в Муай Тай, но локти мы, кончено, убрали – нам не нужны реки крови, -- очень оптимистично настроен Флейшер. – В отборочных матчах уже этой весной я приглашаю принять участие все наши клубы полноконтактных единоборств. Я не хочу делать все с наскока -- работа над структурой К-1 в Латвии займет несколько лет. Отсеяв зерна от плевел, убрав слабенькие клубы и спортсменов с непомерными амбициями, мы еще повоюем в Японии и Таиланде. Мы первые создаем промоутерское звено, которое позволит продвинуть бойцов Балтии на отборочные турниры с перспективой их участия в Гран-при К-1. У спортсменов появляется ясная цель спортивного роста и шанс зарабатывать хорошие деньги. Латвия должна стать и станет лидером региона в этом красивом и древнем бойцовском направлении.
Андрей ПАК специально для www.fight.lv

Категория: Мои статьи | Добавил: Мраки (29.06.2008)
Просмотров: 1417 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика


Copyright MyCorp © 2024
Сайт управляется системой uCoz