Основная сложность двумечного фехтования заключается в том, что главным препятствием на пути успешного освоения этой техники для начинающего является неожиданное препятствие в виде второй руки, или меча. Чаще всего проблемы у начинающих бойцов возникают именно из-за скрещения рук как результата недостаточно развитой координации, вследствие чего неопытный фехтовальщик теряется и становится легкой добычей для своего противника. Именно на решение этой проблемы, так называемого, синдрома “плохого танцора”, и направлены приведенные ниже рекомендации, методики и упражнения. 1) Самое главное: если Вы беретесь за оружие – всегда берите два меча. Даже если упражнение, которое Вы отрабатываете, требует наличие только одного клинка, все равно пусть в Вашей второй руке тоже будет меч. Вы должны привыкнуть к ощущению тяжести второго меча. Его масса и размеры должны на уровне подсознания учитываться и при работе одним мечом, постепенно оказывая все большее влияние на него (в смысле, на подсознание). 2) Самый простой, на мой взгляд, способ такой подготовки – это освоение на уровне полного автоматизма как нециклических (вроде «мельницы»), так и циклических (замкнутых) комбинаций движений типа восьмерок. Возьмем, скажем, нисходящую последовательную (со смещением фазы) горизонтальную восьмерку, выполняемую двумя руками. При должной наработке, Вы никогда не запутаетесь в своих мечах, используя ее в рамках атакующей тактики. Для того чтобы не сбиваться с ритма атаки используйте протягивание Ваших мечей по телу или оружию противника после выполнения ударов для выведения их на новую петлю. Такие «домашние заготовки», бывают весьма полезны, в частности, когда надо обдумать дальнейший ход поединка – запускаем «на автомате» давно отработанные комбинации, а в это время присматриваемся к оппоненту, разбираем его защиту и прикидываем, чем еще его можно приятно удивить и порадовать. 3) Также можно использовать простейшие связки ударов одноименных ударов, при выполнении которых Ваши руки не будут скрещиваться. Для этого мысленно разделите Вашего противника пополам вертикальной линией и оставьте его левую половинку (левый сектор) для атак левой рукой, а правой бейте только справа. При таком четком территориальном разделении Ваши руки не будут путаться, а уж в каком порядке (поочередно или синхронно) они будут атаковать, Вы разберетесь и сами. Или используйте немного более сложный вариант, когда один меч атакует на верхнем уровне, а второй на нижнем и среднем. 4) Одним из вариантов постановки двумечной техники служат комбинации типа "удар-удар". То есть поочередное нанесение ударов левым и правым мечом, но при этом во время выполнения второго удара, первый меч остается в конечной фазе своего удара, то есть остается “лежать” на контуре противника. Вторая рука должна идти в обход неподвижной первой. Привыкайте к мысли, что и собственные руки могут оказаться препятствием в работе, и учитесь обходить это препятствие без потери темпа. 5) Второй вариант предыдущего упражнения – это выполнение такой же комбинации типа "удар-удар", но теперь во время выполнения удара вторым мечом первый – идет на новый замах. Действия Ваших рук находятся в противофазе. Удары не обязательно должны быть однотипными, возможны варианты. 6) Также в преодолении подобного рода сложностей неплохо помогает рубка пакетов - работа с обычными целлофановыми пакетами. Берете два пакета, цепляете мечами пакеты, подбрасываете их вверх (да пакеты, а не мечи!!!), и пока они падают, наносите по ним удары, после чего цикл повторяется. 7) Еще один способ избежать такой путаницы в руках – это просто убрать препятствие, то есть вторую руку. Например, Вы держите мечи перед собой и хотите нанести разноименный верхний горизонтальный рубящий удар справа левым мечом. Но (о, ужас!) у Вас на пути оказывается Ваш правый меч, который явно мешает Вам произвести замах для удара левым мечом. Что же делать? Ответ достаточно прост: наклоните правый меч вперед, на противника. А если этого будет недостаточно, то опустите Вашу правую кисть немного вниз. Вот и всё. Теперь на пути у Вашей левой руки нет никаких преград. Аналогичным образом можно по ситуации поднять Вашу правую руку вверх, пропуская под ней левую. Или сместить ее влево простым переводом в передней плоскости так, что руки скрестятся в районе плеч (локтей), но это будет вполне результат осознанного действия и ни о какой проблемах с запутыванием скрещенных рук здесь речь уже не идет. 8) Существует и такая методика подготовки обоерукого бойца, как поэтапная замена оружия. Суть этой концепции сводится к тому, что главная проблема при двумечном фехтовании заключается в том, что одноручные мечи кажутся ученику непривычно длинными, а меч для левой руки еще и слишком тяжелым и неудобным. Именно поэтому в руках новичка мечи часто запутываются. Для решения этой проблемы на первом этапе обучения начинающему бойцу дают два относительно коротких клинка, почти ножи, и преподают ему технику двумечного фехтования. Затем, по прошествии какого-то времени, когда он научится достаточно уверенно ее применять, ему вместо ножей выдают два массивных тесака, длинной около полного локтя. А когда он адаптируется и к ним, боец получает в свое распоряжение уже два меча нормальных размеров и веса, и на завершающем этапе обучения он просто перекладывает уже имеющиеся у него навыки на это оружие. Впрочем, иногда эта методика применяется в сокращенной версии, начиная со второго этапа. Об эффективности этой системы подготовки ничего определенного сказать не могу, так как сам я начинал сразу с полноразмерных мечей, но, если верить отзывам ее адептов, она должна быть достаточно результативной. 9) Для тех, кто уже имеет определенные навыки обращения с одним мечом, но не может увязать с ними действия вторым клинком, могу посоветовать в качестве упражнения использовать тактику разведки боем. Активные движения выполняются, по большей части, одним мечом, и лишь изредка отдельные выборочные (чаще всего защитные) действия вторым. Человек, привыкший работать одним мечам, не отвлекается специально на работу вторым клинком и фехтует в привычной для него манере, лишь изредка (замечая такую возможность) подключает второе оружие. Постепенно, с ростом мастерства и уверенности в своих силах, второй меч используется все чаще и чаще, пока не достигается уровень равноценного (относительно, конечно) владения обоими мечами. 10) Также неплохо зарекомендовала себя следующая методика формирования техники посменной работы двумя мечами. Каждым мечом поочередно наносятся по два удара. Когда Вы наносите два удара одной рукой, вторая в это время отдыхает (то есть находится в положении замаха или защиты). Затем они (руки) меняются ролями, после чего цикл повторяется. Удары должны выполняться с силой и четко. Желательно, наносить каждым мечом по два не симметричных, а разноуровневых удара с одной или разных сторон. Для более эффективной наработки этого (и не только этого) упражнения в одиночном варианте, желательно, не просто наугад наносить удары в предполагаемом направлении возможного местоположения абстрактного противника, а посылать их в конкретную, четко определенную цель. Для этого можно использовать уже описанные тренажеры или отчетливо представить себе силуэт противника перед собой и не терять этого образа во время отработки по нему ударов. При этом воображаемый противник может двигаться, пытаться атаковать, открывая бреши в защите, и так далее. Как вариант можно использовать реального человека. Например, Вашего коллегу, отрабатывающего это же или какое-то другое упражнение. Но учтите, здесь будет одно существенное отличие от реального боя. Расстояние между вами должно быть больше длины мечей с определенным запасом дистанции. То есть, видя перед собой живую и вполне реальную цель, Вы не должны доставать ее. По крайней мере, до тех пор, пока уровень Вашего мастерства не позволит Вам работать в спарринге, без риска причинить своему партнеру серьезную травму по собственной глупости. Ну и напоследок хотелось бы сказать пару слов об отработке различных действий на тренировке. Выполняйте их правильно и, если потребуется, поначалу очень медленно, отслеживая четкость движения мечей. То есть их траектория не должна быть смазанной, расплывчатой. Начните с выполнения каждого удара за 30 секунд, постепенно сокращая это время. Самое главное, это чтобы вы ПРОЧУВСТВОВАЛИ правильность движения меча в каждый момент нанесения удара. Отшлифованная таким образом техника прочно впечатывается в сознание, и позже выльется в достаточно качественное исполнение без малейшего дополнительного усилия или отвлечения внимания.
|